сайт издательства Доби & К

контакты  
дизайн студия офсетная печать оперативная полиграфия нанесение логотипа образцы продукции
 

Spot colors и прочие секреты

Мария Уранова (публикуется с разрешения КомпьюАрт)

Что общего между новыми Photoshop'ом, Quark'ом и PageMaker'ом? На этот вопрос существуют разные ответы - в зависимости от точки зрения и пристрастий опрашиваемого, но для меня ответ очевиден: прогресс в работе со Spot colors. Сначала PageMaker и Quark научились импортировать файлы, цветоделенные на Spot colors, смешивать Spot colors с обычными триадными цветами и все это легко и правильно выводить на пленки. А уже потом пятый Photoshop предложил специальные каналы для работы с этими - как бы все-таки сказать по-русски? - Spot colors.

Все называют ЭТО по-разному: некоторые - смесевыми цветами, некоторые - плашечными, кто-то, не мудрствуя, - дополнительными, а кое-кто - даже декоративными. Корни этих переводов ясны - разные полиграфические (полиграфисты переводили!) характеристики этих самых Spot colors. Возможно, более логичным был бы перевод от противного: нетриадные цвета - но уж больно неуклюже, "непечатно" как-то звучит. Обращение к общему англо-русскому словарю тоже не дает никаких подсказок, только "пачканье", "маранье" - и все в том же поллоковском духе. Зачем понадобился такой лингвистический экскурс? Во-первых, считайте, что это извинение за то, что я буду все-таки называть ЭТО просто... "Spot colors"! Пока как-то не унифицируется перевод. А во-вторых, каждый из переводов, как мы увидим дальше, указывает на какой-то один аспект их применения.
Если перевести "Spot color" как "плашечный цвет", по способу применения, то его, очевидно, можно использовать для печати объекта в отдельный прогон как плашки (то есть области со 100-процентным заполнением); под плашку, кстати, нетрудно сделать выборку (Knockout-маску) в остальных каналах.


Частным случаем плашки можно считать 5-й прогон, задаваемый маской (например, для лака). Раньше, чтобы вывести маску из Alpha-канала на пленку, требовалось немало усилий, теперь же просто создается Spot-канал, который элементарно выводится затем из Quark'a или PageMaker'a на отдельную форму.
Второй перевод "Spot color" - смесевая краска - по способу получения, то есть краска, смешиваемая не оптически (сочетанием растровых точек триадных цветов), а физически - на основе весовых соотношений базовых красок, например, при помощи системы Pantone или "Радуга". Нас же интересует не то, как печатник смешает нужный цвет, а возможность оптически, используя современные методы растрирования, смешать Spot-краски с триадными или между собой, то есть работа полутонами от Spot. Простейшим примером этого является дуплекс.
Для цветоделения на нетриадные цвета удобно при задании цвета будущего канала из Color Picker'а, где можно пипеткой "взять" нужный цвет с самой картинки, перейти в Custom, выбрать нужный список (Book), и Photoshop сам найдет наиболее подходящий смесевой цвет.


Раньше, конвертировав в Photoshop'e Grayscale-картинку в Duotone, мы не видели отдельных форм (каналов), практически не имели возможности их редактировать (только с помощью Curves) и не могли в них рисовать. Теперь можем. Теперь нет необходимости конвертировать в Duotone - гораздо больше возможностей для изготовления дуплекса дает аппарат Spot Channels.
Другая возможность использовать полутона в Spot Channel - порисовать несколькими красками. Не надо воспринимать буквально слово "порисовать" - это условность - не обязательно хвататься за Wacom'овский планшет и красить с помощью Brush и Pencil, можно просто помещать разные картинки в разные Spot-каналы, редактировать их, менять характеристики соответствующих красок.
Наконец, с помощью Spot Channel можно выполнить цветоделение на нетриадные цвета и этим свести все цветовое пространство картинки к нескольким характерным для нее цветам. Для этого и раньше существовали дополнительные модули:
Hexachromeот Pantone специально для цветоделения на шесть цветов (HiFi);
Platemakerот A Lowly Apprentice Productions;
PhotoSpot от SecondGlance Software для цветоделения на неограниченное число нетриадных цветов и экспорта в форматах Photoshop или DCS 2.0;
Powertoneот Intense Software с аналогичными функциями.
Не считая некоторых технических недостатков таких дополнительных модулей, их популярность ограничена тем, что и платить за них нужно дополнительно и иногда немалую сумму - за PhotoSpot аж 5! Понятно, что не все могли себе позволить такую роскошь, поэтому приспосабливали программы для выполнения несвойственных им задач. Росли и множились всякие Workaround'ы. Чтобы посмотреть, что получится в печати после такого кустарного цветоделения, погрузить картинку в программы верстки и вывести ее, приходилось прибегать к различным изощрениям, преодолевая немалые трудности. Теперь с "посмотреть, погрузить и вывести" - нет проблем, поэтому можно спокойно разобраться с самим процессом цветоделения на нетриадные цвета. Но сравнительный анализ упомянутых выше Plug-In'ов и других возможных способов такого цветоделения заслуживает отдельного обзора.
Чтобы создать в Photoshop'e Spot-канал, нужно в палитре Channels выбрать пункт меню New Spot Channel или просто нажать Command и щелкнуть по иконке нового канала. При этом появится меню, в котором нам предлагается назвать новый канал, выбрать цвет и задать Solidity (плотность). После этого в списке каналов добавляется его название. Заметим, что новый канал окажется верхним (то есть нижним в списке каналов). Понятия "верхний", "нижний" роднят Spot-каналы со слоями, ведь к обычным каналам они неприменимы: какой канал считать "верхним": Cyan, Black или Alpha? Для Spot-канала эти понятия тоже не всегда имеют смысл - только при Solidity, не равной 0%. На первый взгляд, Solidity (плотность) - это та же Opacity (непрозрачность). Но если Adobe вводит новый термин, "значит, это кому-нибудь нужно". Solidity появилась, чтобы подчеркнуть, что имеется в виду не виртуальная непрозрачность, а "весомая, грубая, зримая" плотность как физическая характеристика вполне материальной краски. В переводе на русский уместнее термин "укрывистость" - способность перекрывать лежащую ниже краску. В отличие от Opacity, меняя которую, мы меняем результат наложения слоев, Solidity не влияет прямо на то, что получится при печати, а изменяет только экранное представление. Мы просто указываем, какой укрывистостью будет обладать краска, которой мы собираемся печатать форму, полученную из данного канала (на результате операции Merge Spot Channel - свести Spot-канал - это, конечно, отразится).
Цветовой сдвиг, возникающий при склеивании (Merge) в разных моделях.

девушки


Слева - в CMYK, справа - в RGB
На этой операции следует остановиться особо - ввиду ее каверзности. Она нужна в двух случаях. Первый: вам страшно хочется порезвиться с печатью Spot colors, вы спите и видите дополнительные Panton'овые прогоны, изысканные дуплексы и слайды, цветоделенные на две краски...
Но реальность груба, все ваши заказы идут на обычную четырехцветку и печататься будут в городке NN, где Panton'ов в глаза не видали, а "Радугу" давно истаскали и потеряли. Тогда, порезвившись от души и не без пользы для вашего дизайна со всеми этими новыми Spot Channal'ами, вы вынуждены будете с тяжелым вздохом перевести окончательный результат в "съедобный" для вашей NN-ской типографии вид, то есть в CMYK. Такое использование команды Merge можно считать скорее случайным, эпизодическим. Основное ее назначение - возможность более или менее достоверно увидеть результат ваших экспериментов. Как? - удивитесь вы, ведь если не всякий постоянно смотрит в Info и "щупает" свою работу пипеткой, то на монитор-то смотрит каждый, хотя и не все ему доверяют. Так вот, для тех, кто ему все-таки немного доверяет (ну, там, калибратор есть, "Гамма" новая адобовская появилась): не нужно обольщаться и слишком внимательно смотреть на экран - он врет! Что он показывает? Думаете, если вы решили поиздеваться над Photoshop'ом и назначили в пустом файле один-единственный Spot-канал, поместили в него какую-то картинку и определили его цвет как 100C, 0M, 0Y, 0K, то на мониторе вы увидите то же самое, что и при помещении этой картинки в канал Cyan'a? Вовсе нет. Вместо этого вы увидите, что произойдет, если конвертировать файл в RGB, "приклеить" (Merge) к нему Spot-канал, а затем перевести файл обратно в CMYK. Естественно, чистого Cyan'a вы после этого уже не увидите, а ведь в Spot-канале был задан чистейший Cyan! И при выводе из программы верстки файла, сохраненного в DCS 2.0, вся картинка будет честно помещена на форму С. Может быть, вы все-таки хотите увидеть с точностью, доступной вашему монитору в передаче CMYK-файлов, что у вас получится после печати? Тогда попробуйте провести операцию "приклеивания", причем не в модели RGB, а обязательно в модели CMYK. Вы можете испугаться, увидев, как изменится цвет, но лучше испугаться сейчас, когда все еще можно исправить, а не тогда, когда вы получите готовый тираж.


При печати непрозрачной голубой краской поверх сплошной черной плашки (100% Black) там, где на долю голубой краски придется х%, там от черной останется 100-х%, так как х% площади забьется абсолютно непрозрачной голубой. Вверху - результат Merge в модели CMYK, подтверждающий это, а внизу - результат Merge, проведенного в RGB. Вместо 70C, OM, OY, 30K получили 98C, 8M, 4Y, 26K. Странно, не правда ли? Для чистоты эксперимента установки в Color Settings >CMYK Setup должны быть нейтральными: растискивание 0%, генерация черного Maximum, предел черной краски 100%, предел совокупной краски 400%, в Color Settings>Grayscale.
Наименьшие потери ждут вас в случае работы с каналом, чья Solidity равна 0%. После склеивания вы увидите некоторый непредсказуемый Cast, сдвиг цветов, особенно заметный на оттенках, близких к нейтральным. А если работа велась с Solidity = 100%, то есть имитировалась печать абсолютно непрозрачной краской, вы можете испытать сильный шок - так мало сходства будет у того, что вы получили, с тем, что вы видели на мониторе в процессе работы. Обидно, что и CMYK не безгрешен. И дело не только в том, что при наложении 100% на 100% полупрозрачной Yellow мы все равно увидим все те же 100% Yellow - в CMYK-то больше не бывает, только RGB может попытаться изобразить чуть больше. Беда в том, что Merge в модели CMYK, склеивая проценты одной и той же краски, вообще не обращает внимания на ее прозрачность. В результате 60% прозрачного Cyan'a, наложенные на его же 25%, изображаются теми же 70%, что и при непрозрачных красках. Кому же верить?..
К сожалению, и CMYK не безгрешен. Вообразим ситуацию, когда при печати в две Spot-краски обе имеют сильную желтую составляющую, то есть, представив их в CMYK, получим, например, в одной 100% Yellow и в другой 100% Yellow. Если краски непрозрачны, операция Merge, проведенная в модели CMYK, не обманет: одна желтая краска перекроет другую, и в итоге получатся те же 100% Yellow. А если краски прозрачны? При наложении желтый усилится до цвета, не воспроизводимого в CMYK, но операция Merge все равно не даст 200% Yellow (такого не бывает!), а вот при выполнении Merge в RGB мы увидим усилившийся желтый. Мало того, Merge в модели CMYK в некоторых случаях вообще не обращает внимания на прозрачность и склеивает 30% с 40% прозрачного голубого в те же 58%, что и для непрозрачной краски. Кому же верить и что делать? Покупать Panton'овские альбомы "Color+Color" или пользоваться приблизительным экранным представлением, учитывая, что при прозрачных красках лучше склеивать каналы в RGB, а при непрозрачных - в CMYK.
Если при работе со слоями значение Opacity верхнего слоя и режим наложения слоев определяют проценты участия каждого из них в "склеенной" картинке, то при работе с каналами параметр Solidity абсолютно не влияет на цветоделение.


"Математический анализ" того, что происходит при печати непрозрачными красками, поможет преодолеть еще одну проблему или недоработку реализации Spot-каналов в Photoshop'e - отсутствие функции маскирования (Knockout) "нижележащих" цветов. Мы не можем порисовать одним цветом поверх другого. То есть порисовать-то можно, но прозрачно, так, как рисуют акварелью, а не как маслом (в режиме Multiply, а не Normal, если так понятнее). Мы не можем "перечеркнуть" одним цветом другой, мы можем только "мазнуть сверху". Вернее, мы можем увидеть на экране (со всеми оговорками, вытекающими из предыдущего абзаца), что было бы, если бы верхняя краска была непрозрачной, но не можем без дополнительных хитростей вывести на формы нечто, что давало бы такой же результат при печати прозрачными красками (а на самом деле все полиграфические краски, включая черную, более или менее прозрачны). Говоря терминами треппинга, Spot-каналу нельзя задать атрибут Knockout по отношению к нижележащим каналам. Причем обидно, что на экране создать такую картинку очень просто, нужно только выставить Spot-каналу Solidity=100%, то есть задать непрозрачную краску. Но на самом-то деле краска будет прозрачной, а Photoshop посчитает ее непрозрачной и маску под нее делать не станет. Под прозрачную краску он тоже не станет делать маску, так как подумает, что мы хотим именно "акварельного" эффекта. Короче говоря, нельзя объяснить ему по-хорошему, что вот этот мазок или картинка должны перекрыть, стереть то, что находится под ними в других каналах. Будем приспосабливаться.
Чтобы сделать Knockout-маску, проще всего продублировать Spot-канал и, задав дубликату белый цвет, приклеить его (Merge) к остальным. Photoshop при этом послушно уберет в каждой точке лишнюю краску, количество которой равно произведению плотности канала на его насыщенность в данной точке. Еще быстрее можно сделать выворотку под канал стопроцентной плотности: достаточно загрузить его как выделение (command + щелчок мышью по иконке канала) и нажать Delete. При этом каждая точка картинки окажется выделенной на столько процентов, на сколько насыщенным в процентном исчислении был в этой точке Spot-канал. На столько же процентов сработает Delete и ослабятся формы нижележащих каналов.
Но часто бывают случаи, когда эти два способа получения выборки не работают: например, если надо сделать выборку не в CMYK-каналах, а в другом Spot-канале или если работа происходит в модели Multichannel (тогда функция Merge не активизируется). А именно эта модель больше всего подходит для Spot-каналов - кто же станет утяжелять файл в три (!) раза и таскать пустые CMYK-каналы, если реально вся работа состоит из двух Spot-каналов. Что ж, временно конвертируем нашу прелестную картинку в RGB или CMYK (если для этого не хватает каналов, добавим пустой, фиктивный), зажмуримся, чтобы не пугаться того, что с ней произошло, и приклеим к ней белую непрозрачную копию Spot-канала.
Получаем в каналах маску под последнюю краску. В четвертом Photoshop'e после этого пришлось бы конвертировать файл обратно в Multichannel и вспоминать, какие там у нас были Spot-цвета. Но в пятом достаточно скопировать содержимое канала с полученной маской в буфер и, воспользовавшись палитрой History, заменить им соответствующий канал в том состоянии файла, которое было перед конвертацией.
Для дальнейшей работы любой файл, содержащий Spot-каналы, сохраняется в формате DCS 2.0. Теперь его легко погрузить в программу верстки (например, в QuarkXPress 4 или PageMaker 6). Здесь к списку цветов автоматически добавятся все цвета Spot-каналов и, если вы случайно не отмените атрибут "Spot" в параметрах цвета, выведутся на отдельные формы. В четвертом Quark'e обращаться со Spot-цветами легко и просто: их можно использовать в работе с файлом, смешивать с триадными и между собой, создавая новые сочетания. При выводе можно заранее подумать о муаре и выставить подходящие углы поворота растра в меню Print > Output. Правда, чересчур заботливый оператор фотовывода может аннулировать все ваши установки. Так что обязательно предупреждайте о наличии Spot-каналов в ваших картинках и решайте со специалистами, которые будут выводить ваши работы, какие углы поворота растра лучше выбрать.
Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что Spot-цвета - это очень интересно и совсем не сложно. Вполне возможно, что в связи с нашими последними экономическими достижениями Spot-печать в два прогона войдет в моду у заказчиков, старающихся сэкономить хоть на чем-нибудь. Так что до встречи. С новыми заказами, заказчиками и Spot-печатью.

(c) ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ

 

© «Доби энд К» 1996-2017 г.г. - полиграфические услуги Москва